Спокойствие - мой главный ресурс.
Проект «Дети Савонаролы» Маргариты Пушкиной и Сергея Скрипникова
http://www.kp.ru/daily/24306.5/500799
Среди новостей, поступающих из мира рок-музыки, отдельной темой идут новости о проекте Маргариты Пушкиной и Сергея Скрипникова «Дети Савонаролы», ставшем логическим продолжением вышедшего в 2007г. альбома «Династия Посвященных». Иначе новый проект называют «Династия Посвященных-2». Однако, тем, кто уже успел ознакомиться с выложенными в Интернете или прозвучавшими по радио композициями, наверняка стало ясно, что новый альбом будет отличаться от предыдущего.
Еще совсем недавно на форумах, посвященных новому проекту, поклонники и просто интересующиеся вели споры, как правильно охарактеризовать стиль, в котором будет выдержан альбом. Насколько можно было судить по уже выложенным композициям, песни отличаются по стилю, но так или иначе, должно быть название, объединяющее все композиции. В результате, стиль альбома получил название Sympho-Twilight Metal (Сумеречный симфо-металл). Правда, композитор Сергей Скрипников признается, что не любит, когда его музыку пытаются ограничить каким-либо одним стилем. Он сочиняет разную музыку, и любовь к смешению стилей видна в разнообразии композиций, в сочетании прошлого и настоящего.
«Династия Посвященных», и первая, и вторая, это сплав стихов, музыки, голосов вокалистов, соло музыкантов, каждый из которых привносит свое звучание в исполняемую им композицию. Этот проект интересен тем, что в нем участвуют разные вокалисты, и поэтому нет привязанности к какой-то одной личности. Кроме того, здесь каждый из участников раскрывает новые грани своего таланта. Поэтому слушатели, которые интересуются тем, что певец или певица делают в своих группах или сольных проектах, могут увидеть их в новом свете, лучше понять то, что они творят вне установленных ими когда-то рамок.
Само название альбома «Дети Савонаролы» (по названию основной композиции) вызывает вполне понятный вопрос: «Кто такой Савонарола»? Те, кому было интересно, уже избороздили просторы Интернета в поисках информации об итальянском философе, самые отважные осилили толстые фолианты. Те, кому было не очень интересно, ограничились кратким экскурсом в историю Италии. Тем не менее, главную роль в концепции альбома играет вовсе не сам философ, а его отношения с учениками, точнее отношение к нему учеников.
Сначала кажется, что речь идет о предавших Савонаролу учениках, но, если внимательно вслушаться в слова песни, можно почти физически ощутить жуткую боль от того, что время не властно над такими явлениями как предательство, непонимание, презрение. Речь идет об отношении поколений, о вечной пропасти между старшими и младшими, которые думают, что юность вечна, а старость позорна и никчемна, что именно они (и никто другой) имеют право на владение этим миром. Скрыт здесь и политический подтекст, дается отсылка к новой истории, к культурной революции в Китае, когда толпы хунвейбинов, застрельщиков революции, короновали дурацкими колпаками признанных профессоров, писателей, артистов, отправляли их на перевоспитание в глухие деревни. Особую остроту этой композиции придает участие детского хора. Отчаянные детские голоса не дают усомниться в том, что происходящее в песне истинная правда, и пощады от детей не будет…
Вообще, весь альбом поражает переплетением истории и современности. С одной стороны это путешествия в историю, кому-то знакомой по школьным учебникам, кому-то по историческим романам. Кошмар того, что происходило когда-то в прошлом, передан пугающе откровенными словами, точно и безжалостно изобличающими жестокость и лицемерие зачинщиков религиозных распрей, инквизиторов и всех тех, кто нетерпимо относился к мыслящим иначе, не по заданному стандарту. Ощущение ужаса и отчаяния, бесконечной боли происшедшего усиливаются, когда слышишь музыку, потрясающе передающую настроение и атмосферу каждого стихотворного текста. Создается впечатление, что ты становишься безмолвным свидетелем того, что творилось в прошлом, как будто все происходит на твоих глазах, и ты никак не можешь закрыть учебник. Теперь это не просто очередной исторический факт, теперь это часть открытой вновь реальности… Однако те, кто внимательно следит за происходящим в наши дни, могут понять, что ничего не закончилось, то, что было начато когда-то давно, продолжается. Невидимые нити, тянущиеся из глубины веков, ведут к тому, что происходит сейчас, затягиваясь в узел, распутать который не удается до сих пор.
На сайте «Династии Посвященных» выкладывали информацию, связанную с созданием некоторых песен, но какие бы объяснения не давали, как бы их не расшифровывали, для каждого из слушателей в них останется своя неразгаданная тайна, что-то понятое по-своему и необъяснимое для других… С некоторыми стихами, ставшими впоследствии текстами для нового альбома, некоторые читатели могли познакомиться, прочитав произведения М. Пушкиной «Династия Посвященных», «Заживо погребенная в роке» («Убийца времени», «В небе» («Опрокинутость»)). Кстати, композицию «Опрокинутость (В небе)» некоторые поклонники уже слышали в «живом» исполнении на юбилейном концерте группы «Гран-КуражЪ».
На сайте М. Пушкиной также был выложен текст композиции «Серебряный полк». Пропитанные болью, как кровью, строчки о пути поэтов… Наверное, для каждого слушателя, пишущего стихи, эта песня будет имеет свое значение. Но, даже если каждый из них расскажет о своих ассоциациях, мыслях, чувствах, которые вызывают стихи, на которые написана песня, в ней останется много всего недосказанного… И каждый по-своему будет чувствовать боль, идущую бок о бок с любым поэтом, музыкантом или просто хорошим человеком, не вписывающимся в мрачную канву грозящей нам тотальной бездуховности…
У каждого, кто сможет услышать альбом, возникнет свое понимание песен. Возможно, через некоторое время, придет переосмысление неоднократно прослушанных композиций, но ключевым словом этих двух альбомов все-таки останется слово «Посвященные». В своей книге «Династия Посвященных» Маргарита Пушкина дала свое определение Посвященных. Наверное, каждый из участников понял для себя сам, во что он был посвящен, когда принимал участие в этом проекте. Но это касается не только участников и авторов проекта. Вслушиваясь в каждую композицию, начинаешь понимать, что проходишь свое собственное посвящение, когда…
Когда начинаешь бояться лишний раз что-то неосторожно комментировать, чтобы лишними словами не начать пресловутое «препарирование музыки-рок», чтобы не влезть в чужую душу, а просто понять, что все это значит для тебя… Когда начинаешь по-новому ощущать, что в такой музыке и таких стихах не может быть прямолинейности, односложности… Когда голова начинает кружиться от неизвестных имен музыкантов, писателей, поэтов, философов, художников… Когда первый энтузиазм познать все сменяется пессимизмом и чувством собственного ничтожества. Когда, поднявшись из ямы пессимизма, начинаешь понимать, что во всем этом бескрайнем море нужно найти то, что близко именно тебе. Потому что есть другая опасность: когда ты вместо того, чтобы найти что-то близкое для себя, начнешь восхищаться чем-то только потому, что этим восхищается уважаемый тобой человек. Постепенно ты осознаешь, что такая подмена недопустима.
В результате понимаешь, что проходишь свое посвящение посвящение в Глубину. Получаешь приглашение оттолкнуться от поверхностного мышления, и нырнуть глубже, прикоснуться к тому, что не видно сразу, взглянуть на известные события по-новому, переосмыслить то, что уже знаешь…Такое Посвящение легким не бывает, но, пройдя его, осознаешь, насколько оно было значимым и важным.