Вы здесь

Главная » Рок-стихия » В МИРАХ МИХАИЛА НАХИМОВИЧА (Интервью Часть 3)

Интервью с Михаилом Нахимовичем (март-апрель 2019, часть 3)

В МИРАХ МИХАИЛА НАХИМОВИЧА

(Продолжение) 

Разные люди привлекают разными вещами. Музыкант и актер Михаил Нахимович – уникальная творческая личность для меня. Независимо от того, какую композицию он поет или какое произведение читает, в его исполнении сквозит невероятная энергетика, а яркая артистичность делает каждую роль неповторимой. В январе 2019-го на съемочной площадке короткометражного фильма «Хрустальная скрипка» у меня была возможность увидеть Михаила в актерском амплуа.  И в этой, третьей, заключительной части интервью мы об этом и поговорим, в прочем, не только об этом.

 

ЧАСТЬ 3. В ПРОСТРАНСТВЕ "ХРУСТАЛЬНОЙ СКРИПКИ"
 
Елена Игнатова – Михаил, честно признаюсь, для меня «Хрустальная скрипка» началась с твоей записи этого рассказа, которую я случайно встретила Вконтакте, причем, через несколько лет после того, как она была сделана. И уже после я узнала, что по этому произведению снимается фильм. Скажи, пожалуйста, а для тебя с чего началась «Хрустальная скрипка»?

Михаил Нахимович – Для для меня «Хрустальная скрипка» началась с того, что мы много-много лет знакомы с автором этого произведения – Нелл Уайт-Смит. Еще с тех пор, когда группа Silvercast, с которой она работает, еще не существовала как группа с таким названием. Сначала я записал с группой Silvercast песню Prayer, которая оказалась песней Ювелира. И в процессе подготовки к записи с командой Silvercast, я погружался потихоньку в этот мир, в котором существуют все эти странные механизмы, все эти странные существа, все эти странные демоны, которые то бессмертны, то не бессмертны, то ли высшие, то ли божественные, то ли непонятно что… И вот ещё когда мы готовили песню Ювелира, уже в тот момент стало понятно, что мы будем делать что-то еще, продолжать какие-то совместные проекты не только музыкально, но возможно, читать литературу и т.д.

Е.И. – В процессе работы над фильмом было несколько съемочных дней. И как я поняла, сцены в фильме снимались не по порядку. Насколько у тебя за это время изменилось восприятие твоего персонажа?

М.Н. – Смотри, когда меня позвали в этот фильм, предполагалось, что я буду играть Ювелира. Но время все расставило по своим местам. И мне дали роль совершенно другого персонажа – скрипача Ройри. С одной стороны, по характеру, по эмоциональному наполнению, он очень далек и от меня, и от всех моих музыкальных работ. А, с другой стороны, он же – музыкант, в отличие от Ювелира. И это был отдельный, очень непростой и интересный процесс – подойти ко всему этому совершенно с другой стороны, найти в себе те черты характера, которых в тебе нет, и создать образ только на основе того, что он тоже музыкант, учитывая, что его творчество никто не слушает, никто не понимает, и вообще все вокруг – враги. В каком-то смысле, попытка поставить себя на место этого персонажа и в чем-то повлияла и на мой творческий путь тоже. В конце 2017 года мы с группой «Черный Кузнец» выпустили новый альбом «Сверхъестественное», совершенно новое творчество, которое во многом не принимается нашими старыми поклонниками. Они требуют, чтобы все было как раньше, а мы уже ушли на десять лет вперед от того, что было раньше. И я даже не знаю, у меня есть ощущение, что это не столько для меня как-то изменился персонаж, сколько этот персонаж, придя в мою жизнь, несколько повлиял на то, что происходит со мной.

Е.И. – А насколько сложными для тебя оказались съемки?

М.Н. – Ну, начнем с того, что это – моя первая роль в кино. Я работал в театре, выходил на сцену в драматических ролях, в мюзиклах, или выходил на сцену с музыкальными группами. К каждой песне, которую я делаю, в том числе и с рок-группами, я отношусь как к роли – всегда. И каждого героя песни воспринимаю как персонажа. Но это всегда некая последовательность. То есть, ты придумал себе образ, он имеет какое-то развитие, он с чего-то начинается, чем-то продолжается, чем-то заканчивается. Так оно работает как на музыкальной сцене, так и на театральной. В кино, все наоборот. Например, в четвертый день съемок мы снимали первую сцену. А в первый день съемок мы снимали под снегом последнюю сцену. И мы идем даже не в обратном порядке, мы идем вразнобой. Сначала мы сняли за две сцены до конца, потом мы сняли последнюю сцену. Во второй день – вторую сцену, а потом сразу шестую. В третий день мы сняли четвертую сцену или третью. Или третью и пятую… Мозг плавится совершенно. Но я в какой-то момент понял, что мне мозг-то не нужен, в общем-то, (смеется). Зачем? У меня есть режиссер, мы с ним заранее обговорили всю роль от начала до конца на предварительных репетициях до начала съемок, а дальше – вот как он скажет, я так и делаю.

Е.И. – То есть импровизации с твоей стороны нет?

М.Н. – Импровизация с моей стороны есть всегда. Но у меня есть режиссер, который мне все время говорит: (изображая режиссера) «… эм.. хм.. давай немножко… ну поменьше, ну, пожалуйста… ну это же камера, она же как увеличительное стекло, это же не сцена. Ну поменьше». Я отвечаю: «Ну, конечно, конечно. Я же уже сделал поменьше.» А он: «Еще меньше, еще меньше, еще!» В итоге на третий день съемок мы, наконец-то, пришли к тому состоянию, которого он, видимо, от меня добивался. Мы сделали одну из сцен, аж два дубля, где все «поменьше». Он так посмотрел на это и говорит: «Слушай, а сделай, как ты хотел, пожалуйста». Мы отсняли два дубля, как я хотел, и у меня есть очень большое подозрение, что именно этот вариант войдет в итоговый монтаж. Это все сложно сопоставить в голове, потому что, конечно, если бы мы снимали последнюю сцену после того, как отсняли предпоследнюю, то последняя сцена была бы другая. Но оно уже снято вот так. Возможно, это тоже будет иметь свой какой-то эффект, не знаю.

Е.И. – А насколько тебе вообще близок твой персонаж – скрипач Ройри?

М.Н. – Я в детстве учился играть на скрипке, и с тех пор, как я закончил музыкальную школу, я к ней больше не возвращался. Но я понимаю, что такое – скрипач. И при этом всем, он для меня не столько конктерно скрипач, сколько просто музыкант, который несет людям то, что из него льется. Он сам не понимает, откуда это берется, он слышит музыку этого города, он слышит музыку стен, которую не слышит больше никто. Он ее визуализирует. Он ее передает в своей музыке. Он несет то, что ему кажется таким: «А как вы этого не слышите все? Это же здесь, вот оно, звучит вокруг нас! Вот же оно, возьмите!». А они такие: «Да пошел ты! Надо оно мне? У меня тут вот, видишь, играет: «Муси-пуси, мусипуси..». Вот это все, значит: «В Питере есть, в Питере жрать, в Питере спать…». Или что там сейчас слушают. А мы какую музыку делаем?

Е.И. – А вы какую музыку делаете?

М.Н. – Мы делаем ту музыку, которую не крутят по радио, которую не крутят по телевидению, которую не продвигают в массы, потому что она неформатна. Несмотря на то, что рок давно перестал быть протестом, он так и не стал форматом. А тот русский рок, который условно держится в рамках формата, так это вообще, в каком-то смысле, смесь бардовской песни и шансона. Того шансона, который от шансонье, а не того, который блатняк, естественно.

Поэтому я смотрю на эту роль и на своего персонажа как на человека, который пытается донести свое видение этого мира тем, кому это не надо, тем, кому это неинтересно. Тем, кому интересно пластмассовое перпендикулярное мышление однообразных гармоний.

И весь его кошмар в том, что он сам не понимает, насколько его музыка, вообще, хороша или нехороша, интересна или неинтересна. Он только понимает, что она никому не нужна. То, насколько она хороша, понимает только Ювелир. А Ройри сам этого не понимает. Ему недоступна оценка себя со стороны. Поскольку у него, в принципе, нет никакой оценки со стороны, кроме того, что ему все говорят: «Пожалуйста, не делай так, как ты обычно делаешь, а то тебя сейчас уволят и выгонят». А он не может по-другому. Он физически не может по-другому, потому что он слышит то, чего не слышит никто. Он слышит музыку этого города. Город звучит для него как настроенный инструмент. И он играет эту музыку. А она никому не нужна, они не слышат этого всего, не видят всей этой красоты. Посмотрите вокруг, выгляните за пределы своего смартфона, вы находитесь в таком месте, услышьте музыку этих стен! Но в ответ: «А? Чё? Да ну!». Поэтому я для себя очень хорошо ощущаю, из чего состоит мой персонаж, чего он хочет, и что он делает. И я понимаю, почему он решает, что ради того, чтобы один раз сыграть так, чтобы тебя услышали, нужно умереть.

Е.И. – А как для тебя звучит Питер? Допустим, ты мог бы написать какую-то композицию вослед «Хрустальной скрипке»?

М.Н. –Я вообще не композитор, я актер. Я и в музыке актер. Я играю те роли, которые для меня написали. Я когда-то сыграл роль, которую ты написала для группы «Гран-КуражЪ» в песне «Первый день осени». Ты написала роль для них, она мне понравилась, я ее сыграл. Я даже не отношусь к этому как к тому, что я взял песню в такой-то тональности, услышал, понял, что она мне ляжет в голос, и спел. Ерунда! Это неинтересно. Правда, неинтересно, потому что я не считаю себя просто певцом. Я, прежде всего, актер. Я беру роль и играю ее голосом – в студии, на концерте, где угодно. Так я делаю ту музыку, которую я делаю.

Питер для меня, как для музыканта, может звучать очень театрально, и категорически по-разному. Например, спальный Купчинский район для меня звучит как группа «Сплин»: (Поет) «Сидели, курили, начинался новый день». Васильевский остров для меня звучит как Pink Floyd. Видимо, потому что в моем восприятии это такое дремучее место в Питере. Васильевский остров до сих пор живет в 18-19 веке. Причем, на рубеже 18 и 19 веков. Он не перешел окончательно в 19-й и, уж тем более, не перешел в 20-й. Причем, когда ты ночью оказываешься на Васильевском острове, в те периоды, когда есть навигация, и ты отрезан от всего города, ты оказываешься в другом мире. И, с одной стороны, он очень европейский, с маленькими узенькими улочками.  Например, там есть прекрасная улица, которая носит название «улица», а не «переулок». На ней можно встать и правой рукой дотронуться до одной стены, а левой рукой – до другой. А она улица, между прочим! (Улица Репина.)

При этом при всем, с другой стороны, он абсолютно плоский и насквозь продуваемый настолько, что, если встать под определенным углом, под тем, под которым завивается какой-нибудь саксофон, можно услышать Shine On You Crazy Diamond… А сквозь водосточные трубы и капающий дождь, и ветер поет High Hopes… Пам… пам… пам… (Напевает низким голосом):

Beyond the horizon of the place we lived when we were young

In a world of magnets and miracles
 
Невский звучит как хороший такой Джимми Хендрикс в лучшие свои годы. Это единственное место, где всегда много народа, единственное место, где всегда много машин, всегда много всего. И как Джимми Хендрикс – восемью пальцами на девяти струнах, и все это одной рукой. И на второй руке – еще восемь пальцев и еще девять струн – причем, уже на другой гитаре, которая висит с другой стороны. Но при этом это хороший блюз такой, в тяжелом представлении о том, что такое блюз, не в негритянско-американском варианте, а том тяжелом представлении, из которого вышли «Deep Purple» и «Led Zeppelin».

Так что можно ткнуть на карте Питера в любую точку, и представить себе, как звучит это место.

Е.И. – Насколько я понимаю, сейчас создатели фильма «Хрустальная скрипка» продолжают работать над ним на следующей стадии. Пожелаем им удачи. И вернемся к твоей актерской деятельности. Ты уже сказал, что работал в театре «Арлекин». На твоей страничке я нашла любопытные фотографии, под которыми указывалось, что ты играл в пьесах абсурда «Театр I» и «Театр II» и в постановке о Буратино. А можно подробнее об этих ролях?

М.Н. – Это всего лишь те спектакли, которые остались задокументированы на фото. На самом деле их было больше. И я как-то старался не совмещать театральную жизнь с музыкальной. То есть, во время работы в театре мне никогда не приходило в голову в своих музыкальных источниках выкладывать приглашения типа: «Вот, у меня будет спектакль, приходите, посмотрите». Просто потому, что мне не хотелось смешивать аудитории, мне не хотелось, чтобы люди, которые слушают и знают меня как вокалиста, приходили посмотреть на то, как я играю в театре, ради того, чтобы посмотреть, как вокалист, которого ты слушаешь вот в этих группах, играет в театре. А люди, которые приходили на меня смотреть в театре, не знали о том, что у меня есть группа, в которой я пою. Более того, даже ребята-актеры, с которыми я работал, не все знали, что у меня есть группы, с которыми я пою.

Е.И. – Любопытная версия. Обычно стараются использовать все ресурсы для продвижения.

М.Н. – Понимаешь, я не старался использовать это для продвижения. Мне работа в театре была интересна не для продвижения. Мне было интересно для опыта, для собственного погружения в это, для собственной творческой реализации. К тому же, этот театр не старался рекламировать себя так, чтобы туда приходило больше пятидесяти человек народу, которые помещались в зал. Там был маленький камерный зал, который на всех спектаклях был забит «под завязку». Вплоть до того, что там люди стояли в проходах и висели под потолком. Просто из постоянных зрителей, из зрителей, которые знали, что такое театр «Арлекин», знали Сергея Андреевича Мелконяна. На самом деле, театр был образован много лет назад, честно говоря, я даже не помню, в каком году он был основан. Не нужна была дополнительная реклама. Не в этом было дело, не хотелось использовать это для продвижения. Для меня это, в принципе, была история не ради продвижения. Это была история ради погружения в себя, работы над собой и обретения опыта понимания себя. И, естественно, для развития себя.

Е.И. – Есть мнение, что на жизнь артиста влияют роли, которые он играет. Тебе не страшно играть трагические роли как в театре, так и в песнях?

М.Н. -  Нет, не страшно. Настолько не страшно, что, например, когда Сергей Андреевич предложил мне роль калеки в спектакле «Театр I» по Беккету, а калека там ездит по сцене в инвалидном кресле, я согласился не раздумывая. Есть люди суеверные, которые, например, не хотят петь роль Смерти. Есть люди суеверные, которые отказываются играть роли на костылях или в инвалидном кресле, из опасения притянуть на себя. Есть люди суеверные, которые, которые не рискуют играть Воланда или вообще ставить «Мастера и Маргариту». Понимаешь, я как в жизни, всегда считаю, что черная кошка приносит тебе именно то, чего ты хочешь, именно то, что ты считаешь, что она тебе приносит. Если ты считаешь, что черная кошка принесет тебе несчастье, обязательно так и будет, если ты считаешь, что черная кошка встречается тебе к удаче, значит, первое же удачное событие ты расцениваешь, как влияние черной кошки, которая тебе встретилась. Вот то же самое и с ролями.

На самом деле, каждый из нас, абсолютно каждый человек – это личность с миллионом разных граней. И каждый из нас – немножко Бездомный, и каждый из нас – немножко Воланд. Поэтому вся штука в том, чтобы найти в себе ту грань, которая даст тебе раскрыться в данной конкретной ситуации. Мне не страшно играть трагические роли, потому что я прохожу через эти эмоции, я прохожу через эти переживания, и каждый раз после этого рождаюсь заново, новым человеком.

Точно так же, как комические роли. Они, по большому счету, ничем не отличаются от драматических. Есть такие комические роли, которые гораздо глубже, интереснее и трагичнее, чем драматические. Например, клоуны в цирке – это те персонажи, которых все время все бьют, унижают, обижают и все остальное. Через эти роли пройти бывает гораздо сложнее, чем через трагические. Но если подходить определенным образом и через то, и через другое, и то, и другое в каком-то смысле является эмоциональным перерождением каждый раз, когда ты это проживаешь.

Знаешь, есть прекрасный театральный анекдот. Сверху на сцене происходит банкет по поводу премьеры очередного спектакля. Внизу, в актерском буфете под сценой сидят два актера – комик и трагик. Трагик наливает себе рюмку водки и говорит (трагическим голосом): «Не позвали… (плачущим голосом) Забыли…» и выпивает. А напротив него сидит комик, смотрит так (с довольным видом, потирая руки): «Не позвали! (хихикая, торжествующим шепотом) Помнят!».

Кем из них быть сложнее?

Е.И. – Комиком.

М.Н. – Вот тебе и ответ на твой вопрос, не страшно ли мне играть трагические роли.

Е.И. – Вопрос, который я задаю многим творческим людям: твои источники вдохновения?

М.Н. – Весь мир вокруг. Все, что происходит, может быть источником вдохновения. Живые эмоции. Кто бы что ни говорил, настоящим источником вдохновения всегда являются живые эмоции. Просто разные люди испытывают разные живые эмоции, или видят и чувствуют разные эмоции в совершенно разных вещах. Художник, который рисует картины, воспринимает живые эмоции глазами. Потому что он – визуал. Музыкант, если он, конечно, хороший музыкант, слышит музыку в водосточных трубах. Воспринимает мир на слух. Шеф-повар воспринимает мир на кончике языка. Парфюмер реагирует на запах.

Вдохновение есть везде. Всегда. В любой момент. В любом месте. Зависит от настроенности твоего камертона. Можешь настроить слух. Можешь настроить зрение. Можешь настроить нос, восприятие запахов. Можешь настроить тактильность. Можешь настроить шестое чувство. А можешь настроить себя так, чтобы вдохновение снисходило на тебя с любой колокольни. Поэтому вдохновение черпается абсолютно везде и всегда. В зависимости от настроенности твоего камертона.

Е.И. – Какая часть твоего творческого потенциала, по-твоему, еще недостаточно раскрылась? Ну и, соответственно, вопрос о творческих планах?

М.Н. – Все части моего творческого потенциала еще недостаточно раскрылись. Любую составляющую моего творчества можно раскрыть больше, глубже, ярче, интереснее. И я бы хотел раскрыть все составляющие своего творчества ярче, больше, глубже и интереснее. Я хочу новых спектаклей на сцене, новых съемок в кино, я хочу новой музыки и новых концертов. Я хочу поставить самостоятельно спектакль как режиссер. Я хочу научиться рисовать. Я не умею, но так я вижу. Я вижу, как художник, но передать не могу.

 

Планы, как всегда, наполеоновские. Но, как всегда, публично озвучивать буду только те, которые уже известны. Сейчас я очень хочу снять клип. Я мечтаю снять клип.

Во-первых, я мечтаю снять клип, потому что это будет первый профессиональный клип группы «Черный Кузнец». Я мечтаю снять клип, потому что он будет на одну из моих любимых песен нашей группы. Я мечтаю снять клип, потому я снова буду принимать участие в съемках в главной роли. Я мечтаю снять клип, потому что я буду работать с профессионалом очень высокого класса, которому я очень доверяю, и который за время совместной работы и за время продолжительного общения (с того времени, как мы записали «Разговор со Смертью»), стал мне близким другом. И мне будет очень приятно снова с ним поработать. Я мечтаю снять клип, потому что уже больше ста человек вложилось в этот краудфандинг, и так или иначе, хотят, чтобы это реализовалось. И когда это реализуется, я предполагаю, что этот клип увидят гораздо больше людей, чем те, кто его сейчас поддержали. И я не буду говорить, что я уверен или надеюсь, я не сомневаюсь в том, что мы сделаем это искренне.

Е.И. – Михаил, спасибо за такие подробные ответы на все мои вопросы. Ну и - твои пожелания тем, кто читает это интервью.

М.Н. – Любите друг друга и будьте добрыми. Черпайте вдохновение во всем, что вас окружает. Ищите в себе источники вдохновения, желание что-то делать, желание жить дальше, улыбаться, любить. Все зависит только от вас. Исключительно изнутри. А все мы со всем своим творчеством будем способствовать тому, чтобы вы и в себе, и вокруг себя видели то, что дает вам силы и желание что-то делать, творить, и быть счастливыми.

 

В материале использованы фото Анастасии Фрид. 

Часть 1 можно прочитать здесь:  http://www.solnechnysvet.ru/node/160

Часть 2 можно прочитать здесь: http://www.solnechnysvet.ru/node/161

А поддержать группу «Черный Кузнец» в проекте на Planeta.ru можно, пройдя по этой ссылке: https://planeta.ru/campaigns/blacksmith_clip