Вы здесь

Главная » Рок-стихия » Пульсация в ритме «Гран-КуражЪ» » Интервью с группой "Гран-КуражЪ" (Осень 2016)

Интервью с лидером группы "Гран-КуражЪ" Михаилом Бугаевым (Осень 2016)

РАЗГОВОР ПОСЛЕ КОНЦЕРТА

(Фотографии для интервью предоставлены Михаилом Бугаевым и взяты с официальной страницы группы "Гран-КуражЪ" в контакте: https://vk.com/gran_kurazh и со страницы Михаила Бугаева https://vk.com/mikhail_bugaev)

24 сентября в московском клубе Volta звучали новые песни команды «Гран-КуражЪ». Коллектив представил свою новую полноформатную работу «Жить как никто другой». И уже после концерта, после нескольких прослушиваний новых композиций, я в очередной раз пытаюсь понять, а о чем на этот раз мне хочется спросить лидера группы Михаила Бугаева. Но пока в голове вертятся вопросы, в памяти всплывают впечатления от концерта – ярость боевиков, звучащих вживую еще мощнее, чем на записи и проникновенность баллад, цепляющих на концерте как-то глубже, восторженные лица поклонников, воодушевление музыкантов, трогательные сюрпризы от фан-клуба во время новых и уже известных песен, и радость за ребят, что не сломались в трудные для группы времена и теперь их встречают уже не как молодой и ищущий себя коллектив, а как закаленных и умудренных опытом профессионалов. И они это чувствуют, и отвечают поклонникам порцией новой и по-своему интересной музыки в узнаваемом стиле команды «Гран-КуражЪ».

 

Ну а я задаю свой первый вопрос Михаилу Бугаеву. 

Елена Игнатова   – Миша, своими впечатлениями от концерта я поделилась. А какие впечатления были у ребят и у тебя от новой встречи с вашими слушателями на московской презентации вашей новой работы?

Михаил Бугаев – Сольный концерт для группы – это всегда большое событие. В Москве мы выступаем не более 2-3 раз в год и в основном это сборные концерты. На таких концертах, даже если группа позиционируется хэдлайнером, сет, как правило, не превышает часа. А сольник – это полноценная двухчасовая программа. Подобного выступления в Столице у нас не было с 2014 года. Естественно, мы и наши слушатели с нетерпением ждали этого концерта. Конечно, было и определенное волнение, ведь мы презентовали новый альбом, песни с которого живьем звучали впервые. Как их примут слушатели? Захотят ли они слушать их? К счастью, публика принимала нас отлично. Я обратил внимание, что новые песни многие слушатели пели слово в слово наравне со старыми композициями. Это очень приятно. От всей нашей группы хочу поблагодарить всех, кто пришел 24 сентября в клуб «Volta». Отдельное спасибо нашему фан-клубу за потрясающие и неожиданные флеш-мобы.

Е.И. – Свой новый альбом вы назвали «Жить как никто другой». Название придумывали вместе или это была твоя идея?

М.Б. – Альбом назван по одноименной песне, текст которой написали я, Максим Яшин и Евгений Панченко. Перечитав названия всех новых песен, мне показалось, что именно это название лучше других отражает содержание всего альбома. Все песни на этом диске посвящены так или иначе человеку и вопросам, с которыми почти каждый из нас сталкивается в течение жизни: разочарованию, стремлению достигнуть чего-то большего, потере веры в свои силы, серым будням, потере близких. Тем не менее, несмотря на серьезность тематики, большинство песен выдержаны в жизнеутверждающем ключе и говорят о том, что любая черная полоса однажды заканчивается.

Е.И. – На мое восприятие, ваши новые треки звучат жестче и яростней, чем песни, уже знакомые слушателям. Мне это показалось или вы действительно хотели утяжелить звучание? Или же здесь играет роль то, что в команде теперь два гитариста и две гитары добавляют тяжести и плотности в композиции?

М.Б. – Да, у нас изначально была идея записать мощный рок-альбом. Предыдущий наш полноформатный релиз «Сердца в Атлантиде» был очень лиричным и душевным. Этому способствовало, в частности,  настроение внутри группы в тот период времени. Тогда мы понимали, что этот альбом – наше прощание с Михаилом Житняковым в качестве фронтмена коллектива. Некоторые тяжелые песни, написанные в тот период, мы решили в «Сердца» не включать, а сконцентрироваться на балладах и более романтичных композициях. С альбомом «Жить как никто другой» была совсем другая история. Повторяться нам не хотелось. Для этого альбома был подготовлен очень динамичный и тяжелый материал. Был даже момент на ранней стадии работы над альбомом, когда мы прослушали все новые песенные разработки и поняли, что среди них вообще нет ни одной готовой баллады. Только драйвовые боевики. Это удивило даже нас самих. 

Е.И. – Меня бы тоже удивило, если бы на альбоме не было баллад. Всё-таки, на мой взгляд, лирические композиции – одна из сильных сторон вашей группы. И разве их совсем не было в тот момент? На весеннем концерте вы же играли новую красивую балладу «Звездные дожди»…

М.Б. – Да, у нас была готова на тот момент баллада «Звездные дожди», которую я посвятил своей дочери Саше. Но ещё на ранней стадии работы над альбомом, я решил отложить песню для отдельного сингла, а для альбома придумать что-то совсем новое. В итоге, переслушивая дома какие-то свои музыкальные заготовки, я наткнулся на две разработки, которые я начинал когда-то сочинять на стихи всеми нами любимой Маргариты Анатольевны Пушкиной. Обе были балладами, а это было именно то, что нужно.

Е.И. – Речь, как я понимаю, про «Глоток воды» и «Огненный закат»?

М.Б. – Совершенно верно. Я оперативно записал демо-версии этих песен и показал ребятам. Им разработки показались удачными, и мы решили их записать. Причем по началу, большинству участников нашей группы показалось, что лучше всего сработает баллада «Глоток воды», Жене Колчину, напротив, больше понравился «Огненный закат». Особенно ему понравились вступление и куплеты. Единственное, на чём сошлись все наши музыканты, что припев «Заката» у меня получился слишком протяжный и грустный. Я предложил Жене изменить мелодию припева так, как он считает нужным. Получившийся вариант всех устроил. Да так, что уже на стадии записи, песня из фактически случайно попавшей на альбом, стала вдруг расцветать и превращаться в одну из наиболее ярких композиций релиза. 

Е.И. – А есть ли что-то в звучании этой пластинки, что тебе самому кажется необычным для вашей группы?

М.Б. – Ну, это первый полноформатный релиз нашей группы без Михаила Житнякова. С одной стороны, уже это отличает данный релиз от наших предыдущих альбомов. С другой стороны, с вокалом Жени Колчина мы уже выпустили до этого два макси-сингла «Лёд и пламя» и «Это не игра», а также перезаписанную версию песни «Если жив ещё». Т.е. и мы сами и наши поклонники уже привыкли, что в группе звучит другой голос. Тем не менее, именно понимание того, что все новые песни будет петь Женя, сказалось и на подборе материала для альбома. Значительную часть новых песен я сочинял именно в расчете на особенности жениного вокала. Когда я точно знаю, кто будет петь ту песню, которую сочиняю, я сразу стараюсь сделать такую мелодию и подобрать так тональность, чтобы вокалист раскрывался с наиболее выгодной стороны. Так я работал с Мишей Житняковым. Так я продолжаю работать с Женей и Андреем Кустарёвым в рамках проекта «Margenta». 

Е.И. – Что для тебя и для остальных ребят из группы было важно на этот раз при создании новой работы? Что хотелось изменить в звучании и все ли из задуманного удалось воплотить в реальность?  

М.Б. – Важно было не стоять на месте. Чтобы чувствовалось, что группа взрослеет и развивается. На мой взгляд, по части звука и исполнения – это наш лучший полноформатный релиз на данный момент. Песни могут нравиться или нет. Здесь у каждого, естественно, своё мнение. Кому-то до сих пор ближе наши лиричные «Сердца в Атлантиде», кто-то наоборот остался в восторге от нового релиза и его мощного звучания. Естественно, совершенству нет предела и, возможно, внутренний голос говорит, что некоторые моменты альбома можно было бы сделать ещё лучше. Но, тем не менее, лично мне совершенно не стыдно за этот релиз. Я бы не постеснялся включить послушать этот альбом даже старшим и более опытным нашим коллегам по сцене.

Е.И. – В лирике ваших новых песен звучат и привычные для команды жизнеутверждающие мотивы (за что лично я вас очень ценю) и в то же время вы рассказываете о грустных моментах, связанных с переживаниями ваших героев и их страхами. Так получилось случайно или вы намеренно продумывали сочетание настроений в альбоме?

М.Б. – Поскольку именно музыка у нас, как правило, появляется раньше, то именно она несет в себе настроение для текстов. Есть на альбоме философский серьезный боевик «Мир бумажных королей», есть страшилка «Сказки тёмной души», но основная часть материала довольно позитивная и жизнеутверждающая. Кстати, именно настроение большинства песен очень повлияло на процесс и скорость работы над многими текстами. Признаюсь, изначально я вообще не хотел сочинять тексты для этого альбома. Раньше я писал практически все тексты сам, но в этот раз подумал, что для качественного разнообразия будет лучше привлечь сторонних профессиональных поэтов. Я обратился к Маргарите Анатольевне Пушкиной с просьбой подсказать талантливых молодых авторов, которые смогли бы написать крутые тексты. Она подсказала. Работа началась. Но в итоге оказалось, что многие ребята пишут отличные стихи, но совершенно не знают, как писать тексты. Это всё-таки совершенно другой жанр. Здесь мало передать смысл. Здесь нужно точно подобрать гласные буквы, чтобы на пиковые ноты не попадали неудобные для исполнения звуки, нужно, чтобы были запоминающиеся шляг-фразы и многое другое. Многие брались за работу с большим энтузиазмом, но спустя 3-4 варианта текстов, к моему большому сожалению, становилось понятно, что желаемого результата не получится. И тогда вновь приходилось брать ручку и по старинке сочинять самому. Не могу себя назвать великим поэтом-текстовиком, но я, по крайней мере, чувствую и понимаю, какой именно смысл несет в себе та музыка, которую я сочинил. 

Ребята очень старались и я им всем за это по-настоящему благодарен. Но попытки попытками, а результат важнее. Ещё одна неожиданная сложность притаилась, как я уже говорил, в настроении музыкальных разработок. Поэты знают, о чём можно написать на грустную музыку, о чем можно спеть на эпическую хэви-пауэр разработку, но о чём можно петь на драйвовый и позитивный хард-роковый боевик, никто не знает. Вернее, ребята начинали сочинять о том, что близко в первую очередь им самим, а это чаще всего шло в диссонанс с настроением музыки. Например, на одну из довольно драйвовых и позитивных разработок нам написали текст о человеке, который всю песню лежит и умирает. Текст, кстати, был неплохой, но музыка была совсем о другом и вместе они совершенно не работали. Не принято в российском хэви играть жизнеутверждающую музыку. А поэтому и поэты, которые любят именно русскоязычный рок и метал, не знают, о чём писать на такие мелодии, чтобы звучало органично и, при этом,  не глупо. Западный мелодичный рок, который я очень люблю, по своей сути совершенно не мрачная музыка. Там поют о человеке, его радостях и проблемах. Там это принято. У нас же что-то позитивное многими воспринимается, как нечто чуждое.  Вот это была, наверное, основная проблема при работе над альбомом. И, пожалуй, на 100% её решить так и не получилось. Тем не менее, повторюсь, за получившиеся песни мне ни перед слушателями, ни перед самим собой не стыдно. Мы сделали всё, что могли, чтобы этот альбом был как можно лучше.

Е.И. – А вообще были ли какие-то дилеммы при создании новых песен, или все сложилось естественно и без особых заторов и мучительных поисков?

М.Б. – Ну, как я уже отметил выше, главная дилемма касалась выбора текстов. На ряд разработок было написано по 8 вариантов, причем на разную тематику. Например, текст на песню «Наперекор штормам» написал поэт Максим Яшин. Когда он только предложил вариант текста о корабле, плывущем открывать новую землю, нам он в целом понравился, но поначалу мы его отложили, т.к. песни на морскую тематику у нас в репертуаре уже были. А повторяться не хотелось. Мы продолжили поиски вариантов. Потом на эту музыку была разработка про любовь, была про Бессмертный полк… Увы, но с этой хоть и романтичной, но весьма забойной музыкой все они сочетались не очень удачно. А потом авторы один за другим начали предлагать тексты также на морскую тематику. Я спрашивал: «почему именно море?» Они отвечали: «здесь музыка про море, поэтому и текст такой». В итоге, мы подумали и решили, раз уж большинству здесь слышится море, значит, в этом что-то действительно есть. Мы вернулись к первому варианту текста, который написал Максим. Я его немного доработал на своё усмотрение, в результате этого появилась песня, которая и вошла в альбом. Потом, вспоминая наши предыдущие песни на морскую тематику («Сирены», «Тайны странствий»), я понял, что все вместе они составляют весьма неплохую морскую трилогию. 

Е.И. – Это уже не первый ваш релиз, в котором автором песен выступаешь не только ты. Кто еще принял участие в создании вашего нового материала и как ты себя ощущаешь сейчас, когда в процессе сотворения и музыки и лирики участвуют как минимум несколько человек?

М.Б. – Ну, музыку я, как и раньше написал практически всю в одиночку. Исключение, песня «Огненный закат», где припев, как я уже говорил, создавался с Женей Колчиным. Часть текстов написал я сам, один текст написал Женя, в основе двух песен лежат стихи Маргариты Пушкиной. Также большую помощь нам оказал поэт Максим Яшин. Максим очень проникся материалом и болел за успех нового альбома не меньше нас.  Когда человек может предложить по настоящему стоящую идею, то я совершенно не против, если она будет реализована в нашей группе. 

Е.И. – Ваши слушатели знают, что ты продолжаешь сотрудничество с проектом Margenta Маргариты Пушкиной. А еще относительно недавно свою новую работу представил один из участников этого проекта Андрей Кустарев,  на этом диске звучат четыре трека, музыку к которым написал ты. Расскажи подробнее об этом сотрудничестве и о том, какой опыт он тебе дал как музыканту.

М.Б. – Во-первых, я хочу выразить благодарность Маргарите Анатольевне за оказанное доверие. Безумно приятно, когда автор, чьи работы ты любил с самого детства, приглашает тебя для совместного творчества. Во-вторых, я хочу поблагодарить Андрея за его позитив, огромный талант и целеустремленность. Он один из тех людей, с которыми мне всегда очень приятно работать. Ещё мне приятно, что те песни с альбома Андрея и Margent’ы, музыку для которых написал я, очень тепло приняли слушатели. Работать над песнями этого проекта всегда интересно, т.к. здесь я выхожу из зоны комфорта и делаю что-то не совсем характерное для себя, тем самым развивая свою композиторскую палитру. 

Е.И. – А теперь давай вернемся к песням с вашей новой работы и концерту, на котором вы ее представляли. Во время этого шоу я обратила внимание на то, что ваши поклонники основательно подготовились к встрече с любимой группой. На балладе «Огненный закат» они растянули огромный постер. Когда зазвучал трек «Мир бумажных королей», они надели на головы некоторых слушателей бумажные короны. Во время песни «Не обещай» вверх взлетели картинки, на которых были перечеркнуты вещи, которые просили не обещать. А еще были палочки со звездами, воздушные шарики и симпатичный надувной персонаж, которого вам вручили. Ну и уже по традиции в конце вечера под звучание «Бременских музыкантов» по залу проскакал паровозик из особо активных ребят. Скажи честно, вы хоть что-нибудь знали об этой подготовке или знали только часть? Или же для вас самих все это было сюрпризом? (Кроме, паровозика, конечно). 

М.Б. – Огромное спасибо нашему фан-клубу за такую классную поддержку на концерте. Как правило, за некоторое время до концерта они у нас стараются выведать хотя бы часть сет-листа, чтобы знать, какие именно песни будут звучать и что под эту музыку можно придумать. Но то, что они придумывают, это для нас всегда большой сюрприз. Было очень приятно видеть, как творчески и креативно они подошли к этому вопросу. Кстати, «симпатичный надувной персонаж» - это робот R2D2 из «Звездных войн». Его нам подарили на песне «Снова вверх», где поётся в том числе и о звёздах.

Е.И. – Композицию «Мир бумажных королей» ваши поклонники сначала услышали в концертном варианте. Насколько она в живой версии лично для тебя отличается сейчас, когда вы ее исполняете, от того, как вы ее исполняли в самом начале, когда впервые представили на сцене?

М.Б. – На самом деле, музыку для этой песни я придумал ещё несколько лет назад и уже столько раз играл её за это время, что лично мной она уже не воспринимается, как нечто совсем новое. Поэтому я не ощущаю какой-то разницы между первым выступлением с этой песней и исполнением на недавнем концерте-презентации. Единственное могу отметить, что песня очень интенсивная, а поэтому требует особой собранности при игре живьем. Для «Куража» это практически первый эксперимент, включающий в себя элементы треш-метала. 

Е.И. – Когда вы готовили новую работу, вы впервые предложили поклонникам поддержать этот альбом на сайте «Планета». И я в курсе того, что вы постоянно обновляли акции, предлагали новые варианты для слушателей, и у некоторых из них даже была возможность послушать новые песни чуть раньше, чем у остальных. Насколько такое общение со слушателями вам самим показалось интересным? Я сейчас не беру материальную сторону вопроса, меня интересует именно ваше общение с теми, кто решил поддержать ваш проект. Какие варианты вам показались наиболее удачными, а какие вызвали наибольшие затруднения?

М.Б. – Признаюсь, я долгое время не решался открыть проект на «Планете». Во-первых, не хотелось, чтобы кто-то подумал, что группа побирается, а во-вторых, никто заранее не знает, с каким результатом завершится этот проект. А это весьма волнительно. По сути, краудфандинг дает ответ на очень важный вопрос для любой группы – насколько ты востребован и нужен слушателям. То, что по итогам проекта мы собрали на уровне популярной группы «Слот», не уступив, а даже обогнав многие коллективы нашего уровня известности, нас очень обрадовало. За это, конечно, низкий поклон нашим слушателям. На самом деле, этот проект оказался нам не только полезен, но, в итоге, и очень интересен. Мы придумали кучу творческих акций, в рамках которых, в том числе, встречались с нашими поклонниками, слушали с ними новый альбом до его официальной презентации. Послушать их мнения нам было очень важно и интересно. Я думаю, что подобные встречи со слушателями нужно будет ввести в добрую традицию, независимо от наличия проекта на «Планете».

Е.И. – Ваши слушатели знают, что лидер команды (ну то есть ты) не ограничивается гитарными партиями и созданием песен. Ты продолжаешь вести свой музыкальный блог и рассказываешь о музыкантах, которые тебе интересны. За то время, что этот блог существует, в его формате или содержании были серьезные изменения? И не планировал ли ты что-то поменять в нем? Или же такая форма тебя полностью устраивает?

М.Б. – Блог – это моя отдушина. Так уж получилось, что я люблю не только сочинять и играть музыку, но, также, очень люблю слушать её и рассуждать о ней. За годы увлечения рок-музыкой у меня в голове накопилась масса информации, которой я удовольствием делюсь со своими подписчиками. Основной формат блога пока не менялся: я рассказываю в основном об артистах, которые повлияли на меня, как на музыканта. Иногда выкладываю какие-то новинки. Единственное, что объединяет все эти сообщения и отличает их от многих других рок-пабликов: я пишу все материалы исключительно сам. Никакой «копипасты». Плюс, пишу только о той музыке, которая мне действительно нравится. Вы не найдете там разгромную рецензию на какой-нибудь альбом. Если он мне не нравится, он просто не появится в моём паблике. Так что там, как и в моих песнях, тоже в основном царит позитивное и созидательное настроение. Единственное, мне жаль, что не удается обновлять паблик на регулярной основе. Для новых материалов нужно время, ведь я пишу их довольно основательно. Скрупулезно изучаю какие-то официальные англоязычные данные о релизах и их местах в чартах, переслушиваю песни. Есть у меня несколько материалов, в которых я рассказываю об артистах, о которых вообще нет никакой информации в рунете. Т.е. мои заметки – это первые подробные русскоязычные материалы о данных исполнителях.

Е.И. – Насколько тебе самому сейчас было бы интересно выразить себя не только в песнях для «Куражей» и других проектов, но и представить, например, свою инструментальную версию знаменитых рок-хитов в отдельном релизе? Кажется, я уже спрашивала тебя об этом, и наверное не один раз. Но поскольку я постоянно слышу все новые каверы и с вокалом и в виде инструменталов, каждый раз хочется снова задать тебе такой вопрос.

М.Б. – Я с интересом берусь за ту работу, которая позволяет мне расти, как музыканту и автору. Как гитарист я два месяца заменял в группе «Ария» Владимира Холстинина, в качестве автора я теперь уже на регулярной основе сотрудничаю с проектом «Margenta». Всё это – неоценимый опыт, который мне очень важен, как музыканту. Если поступит предложение от какого-нибудь не менее интересного проекта что-то написать, сыграть и (или) записать – я с энтузиазмом возьмусь за дело. А желания записывать каверы пока нет. Мы в своё время участвовали в нескольких трибьютах. В прошлом году трибьют сделали уже на нас самих. Это интересно, но сейчас весь упор я делаю на новый материал. 

Е.И. – На концерте вы открыли поклонникам секрет: в скором времени их ожидает еще один релиз. Что это будет за работа?

М.Б. – Работая над новым альбомом, мы записали больше песен, нежели вошло в альбом. Ряд композиций мы решили отложить и доделать их в ближайшем будущем. По музыке, это, на мой взгляд, довольно сильные вещи. Важно, чтобы и тексты были соответствующими. Постараемся не затягивать с выходом этого релиза.

Е.И. – Насколько плотным ожидается предстоящий гастрольный график? И возможно ли его изменение в ближайшем будущем? Или у вас уже все распланировано, к тому же, каждый из вас занят на постоянной работе, и вы рассказывали о том, что полноценные гастроли еще и по этой причине сделать не удастся.

М.Б. – Сейчас группа будет делать шаги в сторону расширения своего гастрольного графика. Пока записывали альбом, мы практически не выступали. Засиделись уже. Лично мне очень хочется играть и играть как можно чаще. Уже сейчас запланированы концерты в Санкт-Петербурге, Твери, Туле, Калуге и нескольких других городах. Ведутся переговоры с Белоруссией. Надеюсь, скоро "Гран-КуражЪ" с гордостью можно будет назвать стабильно гастролирующим коллективом.

Е.И. – Ну что ж, давай закругляться. Спасибо за интересный разговор и новые детали вашей творческой жизни. Я желаю тебе и всем остальным ребятам из моей любимой команды «Гран-КуражЪ» новых свершений, добродушных и разносторонних поклонников, ярких концертов, зажигательного совместного творчества и воплощения самых смелых мечтаний и планов. В общем, как вы там поете – «Снова вверх», ведь «Время побеждать» уже наступило. До новых встреч! А от тебя - несколько слов для поклонников под занавес этого разговора.   

М.Б. – Спасибо вам, что вы все эти годы вместе с нами. Группа меняется, развивается, ищет новые краски для выражения своего творчества. Очень рад, что нам с вами по пути!