Вы здесь

Главная » Мои художества » ПАРТНЕРША

Партнерша

 ​Эта вещь создавалась очень долго и прошла через несколько воплощений. Какие-то из них переписывались, какие-то оказались уничтоженными...Иногда мне казалось, что стоит вообще отказаться от идеи создать произведение с таким названием...Но пришлось понять в очередной раз, что всему свое время - и написанию, и созданию отдельных стихотворных частей и новому общению с художницей Анастасией Кашен-Баженовой...Именно она дала мне возможность иначе почувствовать уже готовые строчки и узнать что-то новое о том, что я написала по наитию. Я благодарна Анастасии за иллюстрации к моему произведению и новые грани, которые она помогла мне постичь, благодаря своим многогранным увлечениям...

 

ПАРТНЕРША

     Мы смотрим друг другу в глаза, не решаясь сделать первый шаг, хотя, казалось, мы были готовы к этому танцу…Твоя волна сомнений…Моя волна осторожности… 

     Мой порыв к тебе сдерживает желание не обжечься и на этот раз…Ведь мне столько всего неизвестно на предстоящем совместном пути…

      Какие миры мне предстоит открыть вместе с тобою? В песках каких пустынь мне придется следовать за тобой? Лики каких Божеств ты захочешь мне показать и кому из них ты принесешь в жертву огонь, которым распалишь до неузнаваемости мое воображение и душу? Какие раны я буду залечивать из тех, что нанесли чужие и что нанесу я, когда по неосторожности задену то, что еще не зажило до конца? Какие умершие ростки я смогу возродить к жизни? Какие потухшие костры у меня получится снова разжечь, и как я буду их поддерживать? ​

         И сколько мудрости понадобится мне, чтобы понять, что из твоего пространства я смогу взять для себя, а что, увидев и поняв, лучше оставить только твоим? Какие источники найти, чтобы достать силы для себя и для тебя? И как я смогу определить, что даю именно те силы, которые тебе нужны? ...  

        …Время как будто замерло, а мы продолжаем смотреть друг на друга … И я не знаю, что тебе известно обо мне от других. Подозреваю, что многое из того, что ты знаешь – не о том. Я не люблю раскрываться, и люди чаще всего судят обо мне по рисунку на ракушке, в которой я прячусь от них. И они уверены в том, что видят меня насквозь и все обо мне поняли, хотя не увидели и не поняли и малой толики. Это не их вина, но их самоуверенность меня иногда поражает, как и желание показать только то, что им выгодно. ​

     Знаешь, ведь в рассказе можно убрать какие-то детали, якобы за их незначительностью, а ведь, они по сути, говорят о многом. Когда с помощью маленьких паззлов создан портрет человека, можно убрать только один такой паззл – на том месте, где был нос или ухо. И вот человек уже предстает физическим уродцем. А ведь не достает лишь маленькой детали. Так же, когда о нас рассказывают, иногда не упоминают о том, или об этом… И мы предстаем в глазах того, кто слушает, уродцами. Только не физическими, а моральными. А ведь убранные детальки относятся к нам по праву, и не наша вина в том, что их так это, по своему желанию, просто скрыли… 

       Я могла бы все рассказать тебе сама. Только понятия не имею, как ты это воспримешь. И что ты сделаешь – начнешь сомневаться еще больше или, наоборот, узнав что-то не от других, а от меня, решишь сделать шаг навстречу…

 

***

ТЫ – МОЕ ОТРАЖЕНЬЕ

     Когда-то мне пришлось понять, что сольных танцев мне мало. Я хочу совместного движения…

     И наступил тот момент, когда я впервые осознала, что теперь я не просто – человек, движущийся в танце, я теперь – партнерша…Мне лишь предстояло окунуться в глубины этих непростых отношений, которые именуются партнерскими, творческими, как угодно…

     И уже с первых совместных шагов я поняла, что уже никогда не буду воспринимать творчество, как раньше. Соединение усилий в общем творении диктует свои условия… Но тогда у меня еще был восторг в предвкушении интересного движения и новых впечатлений… Я была готова внимательно слушать, понимать до мелочей, безоговорочно принимать и бесконечно уступать…

     И когда я услышала, как Лара Фабиан и Рик Аллисон вместе поют песню «Tu es mon autre», мне казалось, что в меня заглянули изнутри. Что музыканты, поющие, как им казалось, о чем-то своем, случайно открыли мою тайну всем.  Откровенно, не прикрываясь, не оставляя завес, очень точно попадая в цель каждым словом… И если бы кому-то пришло в голову спеть эту песню по-русски, а не во французском оригинале, то лично для меня в русской версии у нее могло бы быть одно название….

 

Ты - мое отраженье*

1.        С бесконечностью сплетаясь,

Тайну вновь храня,

Вторит в такт душа родная,

Подлинность моя.

Мой каждый шаг и каждый взлет

И огонь мечты,

Свет звезды, что вдаль ведет, -

Все увидишь ты.

 

Все слова твои и мысли

Мне понятны вновь.

Словно импульсом к рожденью

Проникаешь в кровь…

Корнем прорастаешь вглубь –

Не увидит взгляд…

Снова слышу только я,

И лишь меня насквозь пронзает

Тишины кричащей суть…

 

Ты…Ты – отраженье

Грез нерассказанных,

Ран незатянутых,

Крепости веры моей…

Я…Я – откровенье

Всех путей твоей души,

Всего, чем дышишь ты…

 

2. В самом горестном паденьи

Ты – надежды вздох,

Без тебя проклятьем станут

Тяготы дорог…

Между небом и землей

Души дышат в такт…

И снова слышу только я,

И лишь меня насквозь пронзает

Тишины кричащей боль….

 

Ты…Ты – отраженье

Грез нерассказанных,

Ран незатянутых,

Крепости веры моей…

Я…Я – откровенье

Всех путей твоей души,

Всего, чем дышишь ты…

 

***

СВОБОДНЕЙ И ВЫШЕ

            Однажды мне пришлось на собственном опыте почувствовать, что это значит – отпускать в полет с другими того, с кем самой так хотелось летать рядом… Да, этот танец мне казался полетом, и моя душа парила от одной мысли, что он становится реальностью…

            Но все мечты были разрушены этой самой реальностью, в которой высоты, на которых мы летали, оказались разными… Сначала мне казалось, что все вокруг меня рушится в хаосе боли, обиды, разочарования, злости, непонимания – за что? ... Потом был долгий период творческого небытия, из которого меня вытащили совсем неожиданно… И вдруг в какой-то момент я поняла одно: я желаю улетевшему безопасного полета и хочу одного – чтобы он летал выше, на тех высотах, которые нужны именно ему… И чтобы с каждой минутой этот полет был свободней и выше…

 

Свободней и выше**

1.     Я от глаз чужих под маской    

Схватку с болью укрываю.

И тебя в полет желанный

С грустью в сердце отпускаю.

Призываю ветер в крылья

И небес благословенье,

Без тебя моя дорога

Станет новым откровеньем.

 

Свободней и выше – лети!

Сильнее и ярче – гори!

Но берегись летящих стрел,

Отравленных завистью -

Тех, кто душой познать не успел

Полета радости.

 

2.     Без тебя совсем другими

Жизни кажутся оттенки,

Превращается в иное –

Что казалось неизменным.

Полный взмах свободных крыльев –

Дарит сердцу слишком много. –

Да, лети! – Смелее, выше! –

Я судить не буду строго.

 

Свободней и выше – лети!

Сильнее и ярче – гори!

Но берегись летящих стрел,

Отравленных завистью -

Тех, кто душой познать не успел

Полета радости.

 

       И только отпустив в полет того, с кем хотелось летать вместе, я поняла, что это был – единственный выход, чтобы потом снова суметь летать самой… Только пожелав ветра в крылья улетающему, чувствуешь этот самый ветер в собственных крыльях…

 

***

Я БОЛЬНА ТОБОЙ

     Гитара Ричи Блэкмора пронзала до глубин…Weiss Heim…название на немецком в переводе не означало ничего особого интригующего, но музыка… Мне казалось, что я могу слушать эту вещь бесконечно, пока пишу строчки письма, которое потом оказалось почти уничтоженным:   

     «Да, я знаю…Принимать тебя с твоими порывами для меня тоже оказалось нелегко. Мягко говоря. А говоря честным языком – очень сложно.

     Мне всегда хотелось, чтобы меня принимали с моими творческими заморочками. Но я никогда не задумывалась, как это сложно сделать другому человеку – с его взглядами и желанием выразить себя….

     Я никогда не думала, что может быть так сложно – что-то создавать вместе…. Ты не представляешь себе, сколько сил мне стоило принять тебя таким, какой ты есть – с твоими волнами и всплесками. Далеко не всегда понятными и приятными. Ты не представляешь себе, какими чуждыми казались мне некоторые твои мысли и как неприемлемо для меня звучали отдельные твои высказывания…Какими жесткими и язвительными они были для меня…Но когда я поняла, что принимаю тебя – изнутри, таким, какой ты есть – все стало проще….».

     …Проще…было…до какого-то момента, пока не рухнуло. Все. Творческие отношения, совместное движение и огромная часть мира оказалась как будто закрытой… И многое, значимое в прошлом, потеряло свой смысл… Зато новый горький смысл обрели строчки песни «Je suis malade», написанные Сержем Лама в далеком 73-м…

 

Я БОЛЬНА ТОБОЙ***

Вот и нет мечты…

Сигаретный дым

Тает, как и всё теперь.

Красота моя,

Чистота моя

Гибнут без тебя. Закрыта дверь.

Все желанья – ноль.

Все движенья – боль.

Смысла больше нет ни в чем.

Ожиданья зал –

Жизнь моя.

Все, что без тебя 

Уже не в счет.

 

Мой мир наполнен

Неисцелимой болью

Лишь в детстве было так порой,

Когда случалось быть одной и

Меркнул свет…

Мой мир наполнен

Невысказанной болью

Когда придешь, не знаю я,

Не знаю я, куда уйдешь…

Два года длится этот плен

Твоих оков…

 

Неразрывна связь

И прикован взгляд

Лишь к тому, где есть твой след.

Нет ни сил, ни слов

Видеть, как ты вновь

Даришь всем тепло,

Другим, не мне.

 

Не залить вином

То, что жжет огнем

И все губит, словно яд.

Я везде твои

Вижу корабли,

Места нет нигде, где нет тебя…

 

Мой мир наполнен

Неисцелимой болью,

Прервался резко мой полет.

О взгляд, бездушный словно лед, 

Разбито все….

Мой мир наполнен

Невысказанной болью,

Ты песни заглушил мои,

Ты оборвал слова мои.

А до тебя мне душу жег

Пульсаций пыл…

 

Покидает жизнь

Все пути мои,

Что иду с тобой сейчас.

И однажды мой

Одинокий крик

В горькой тишине 

Взорвет эфир.

 

Мой мир наполнен

Неисцелимой болью,

Лишь в детстве было так порой,

Когда случалось быть одной и

Меркнул свет…

Мой мир наполнен

Немой 

И острой болью

Ты песни заглушил мои,

Ты оборвал слова мои.

И сжато сердце жуткой болью,

Борьбы незримой скорбью.

Всю жизнь

Пронзает болью…

 

     Мне пришлось усвоить новый урок: если я чувствую, что танец со мной уже неинтересен моему партнеру, пусть лучше он будет бывшим, чем раздраженным и фальшивым. Псевдо моим. Псевдо со мной. Псевдо рядом. Псевдо вместе… Я еще раз с болью осознала, как это важно вовремя отпустить партнера в более важный и волнующий для него танец. С более близкой ему на тот момент по духу партнершей….

***

     …Поднявшись после очередного падения, я медленно приходила в себя, стараясь понять – кто я теперь? Когда впервые взяла в руки оставшийся от письма клочок бумаги, все написанное показалось мне несказанной глупостью. От одной мысли о совместном танце веяло пустотой, и мне казалось, что я ошиблась…. Я не создана для того, чтобы быть партнершей… Мой удел – соло, где никого не нужно слушаться, не нужно отказываться от себя и подстраиваться….

     И вдруг из глубины сердца поднялось и разлилось по всему телу странное спокойствие… А почему не создана? Просто…

     Просто у меня свои представления о том, что я хочу вкладывать в совместный танец. Ведь для меня нужные движения – это те, которые ты хочешь сделать сейчас, пока ты так чувствуешь. Нужные – те, которые воплощают разные грани того, что кипит, стонет, плачет, горит, ненавидит и любит – в самых разных частях твоего пространства…

     Мне уже не было трудно ответить на вопрос, почему я, готовая сотрудничать, творить сообща, взрывалась и кипятилась, а вместо совместного движения получались клубы дыма, покрывающие сожженные чувства и усилия… Ведь в танцах, которые были в прошлом – вдохновляющих и сложных со множеством красок – было много всего … Но чаще во мне видели лишь ученицу, помощницу, подчиненную, которая не должна отстаивать свое мнение, послушную исполнительницу… А если я переставала быть такой – меня упрекали в том, что я не умею быть конструктивной….

     Однажды, когда я задумалась над этим, я вдруг поймала себя на том, что мои глаза упрямо смотрят перед собой… Куда-то в даль, невидимую другим…

     «Умею. – Твердо сказала я тогда самой себе. – Умею. Быть конструктивной и доброжелательной, светлой и настоящей, понимающей и принимающей…Но только тогда, когда это не игра в одни ворота, а совместное движение. Когда во мне видят партнершу. Равноправную. Имеющую право жаждать своего движения, выражать себя, хотеть, чтобы мои усилия оценили. Оценили мое умение двигаться в такт, напрягаясь и прислушиваясь, мое умение видеть другие грани, которые партнер не видит. И желание, чтобы мой партнер это тоже увидел - вполне оправданное, если мы, конечно, партнеры. А когда в каждом моем движении видят неправильность, исправляют и объясняют, что я двигаюсь не так, как нужно… А кому нужно? Кто сказал, что мое движение – неверное?» …  

     Только теперь важны были не ответы на эти вопросы, а другое – чтобы мое желание двигаться не угасало, как это случалось раньше…

 

***

     Я помню, как, включив музыку, я медленно начала двигаться, прислушиваясь к себе и не задумываясь, понравятся кому-то мои движения или нет…Я была уверена, что искренность всегда найдет тех, кому она нужна. А перед теми, кому это не нужно бесполезно стараться – все равно все будет плохо….

 

Не устанавливай мне правила.

Лишь поделись – а я дополню.

Я пожелала – не исправила,

Не нужно гневных, буйных молний…

 

Прими меня как откровение –

Я ж до глубин все принимаю,

Найду тебе я объяснения,

И все слова твои прощаю.

 

Ты знаешь больше, чем я думаю…

Я вижу больше, чем ты хочешь.

Предельно честный как безумие –

Твой взгляд – свечою среди ночи.

 

     Тогда я представления не имела, кто разделит со мной танцы, участницей которых буду не только я…

     Я танцевала боль, которая когда-то их обожгла и которую я принимала в свое сердце … Ведь я понимала, что в жизни бывает большая горечь и больший надлом, и боль, гораздо более сильная, чем та, которую когда-то испытала я…

      Я танцевала их счастье, их мечты, их надежды и их падения, которые, как мне казалось, станут частью и моей жизни, как только наши пути пересекутся и руки сплетутся в общем желании создавать что-то вместе … Тогда я думала, что это просто фантазии, которыми я себя утешала, чтобы продолжить верить в свои силы…

 

     …Но теперь я вижу, что это не фантазии. И, мы, казалось, приготовившиеся к совместному танцу, стоим и смотрим друг на друга…В моей памяти пролетают картинки из прошлого, и я очень стараюсь стереть их след, чтобы они не помешали нашему с тобой движению….

     У меня ощущение, что, глядя на меня в нерешительности, ты тоже о многом вспоминаешь, и еще в большем сомневаешься. И ты кажешься как будто смотрящим на меня из-за стены…Нет, я не переслушала Pink Floyd с их «Стеною», это ты таким мне видишься.

     И я тоже сомневаюсь… Насколько далеко, в какие пространства я смогу допустить тебя? До какой ярости я позволю разжечь мой огонь? Какого шторма ты не испугаешься? И как поменяешься ты, если тебе предстоит увидеть меня в ином облике, искаженном от дикого приступа боли? Сможешь ли ты тогда понять, что это не я – настоящая, это я – изувеченная тем, что произошло и от чего я пока не оправилась. Не уверена, что ты смог бы меня исцелить, но мог бы подождать, пока время вернет мой истинный облик…Какими мы будем, когда этот приступ закончится? И смогу ли я все это выдержать, если такое случится с тобой?

     Какие утраты мне предстоит оплакивать вместе с тобой? Нас ведь никто не спрашивает, хотим ли мы расставаться с теми, кого у нас забирают навсегда… Нас просто ставят перед фактом, что на оставшемся пути, который мы пройдем по Земле, их рядом не будет…

     Какими мы станем, когда нас начнет кидать из стороны в сторону и однажды столкнет в сильном ударе? Сможем ли мы тогда понять, что это не мы хотели сделать друг другу больно, и что это произошло помимо нашей воли? ….

      Сколько придется приложить сил, чтобы выдержать пытку молчанием друг друга, когда нам на время не удастся найти общий язык, и мы будем казаться друг другу чужими настолько, что самим будет странно, как мы вообще оказались рядом в совместном движении? ...  

     … Я не телепат, я не знаю, о чем думаешь ты, глядя мне в глаза, но как будто не видя меня, еще как щитом прикрываясь своим молчанием. И вдруг меня пронзает: ты не веришь словам. Ты веришь движениям. И ты делаешь первое движение – протягиваешь мне руки. Я кладу на них свои… Я приняла твое приглашение.

 

Я постигаю партнерство как танец -

Встреч и прощаний, падений и взлетов -

Душ, открывающих новые грани,

Сладость и горечь совместных полетов.

 

Я погружаюсь в партнерство как в тайну,

Скрытую мраком прошедших печалей…

Каждый из нас с каждым шагом не знает,

Сколько откроет непознанных далей.

 

Страхи мои и твои опасенья…

Волны твои и мои ожиданья…

И череда бесконечных сомнений…

Вспышек безумства и тяжесть молчанья…

 

Я принимаю все это – ты слышишь?

Всю остроту откровенных признаний…

Нет, до конца не пойму, чем ты дышишь.

И прекратить не смогу жар метаний.

 

Да, я увижу лишь часть, лишь немного…

Да, я не все и не сразу открою.

Манит твой взгляд – добродушный, но строгий,

Непредсказуем наш танец с тобою.

 

 

_______________________

Иллюстрации: Анастасия Кашен-Баженова (https://vk.com/club86586689)  

* Перевод с фр.яз. песни « Tu es mon autre » (Муз. / сл. Лара Фабиан, Рик Аллисон, перевод Е. Игнатова) https://www.youtube.com/watch?v=hx0JQCKfnvI

** Песня «Свободней и выше» (группа «Алькасар», муз. Е. Игнатова, А. Волков / сл. Е. Игнатова)

*** Перевод с фр.яз. песни « Je suis malade » (Муз. Алис Дона / сл. Серж Лама, перевод Е. Игнатова) Мой перевод этой песни исполняет группа "Алькасар": https://vk.com/alkasar_rockgroup   

ФайлРазмер
Audio icon Svobodnei i Vyshe.mp39.17 МБ